2013-2017 год "Все РЖД"

Выбор локомотива
         
Локомотивы России
Локомотивы России
по состоянию на 2017 год
  Vserzd.ru
                       Все Российские железные дороги
??????.???????
   Маневровые тепловозы, изготовляемые для предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), обеспечивают перемещение грузов на короткие расстояния в условиях плотной застройки производственной территории и малого радиуса рельсовых путей. Скорости движения составляют 9 - 16 км/ч. Другая особенность эксплуатации тепловозов - частые сбросы и набор мощности, частичные режимы, при которых холостой ход двигателя составляет до 70 % от времени работы локомотива.
   Важно при выборе тепловоза для ППЖТ определить его тип и основные технические параметры, чтобы при выполнении запланированной работы оптимизировать транспортные расходы. Выбирая локомотив, целесообразно обратиться к рекомендациям, изложенным в справочнике Н.Н. Залита. В таблице приведены основные типы тепловозов, которые составляют современный парк.

Отрасль промышленности
Вид выполняемой работы
Серия тепловоза
Метеллургическая (на заводах)
Поездная
ТЭМ7, ТЭМ2, ТЭМ18, ТЭ10, ТГМ6
Маневровая
ТЭМ2, ТГМ6, ТГМ4, ТГМ23, ТГМ40
Угольная
Поездная
ТЭМ14, ТЭМ7, ТЭМ2, ТЭ10, ТГМ6
Маневровая
ТЭМ18, ТЭМ2, ТЭ10, ТГМ4, ТГМ6
Строительных материалов
Поездная
ТЭМ18, ТЭМ2, ТЭ10, ТГМ4, ТГМ23, ТГМ40
Маневровая
ТГМ3, ТГМ1, ТГК2
Химическая, машиностроение
Поездная
ТЭМ18, ТЭМ2, ТГМ4, ТГМ40
Маневровая
ТГМ23, ТГК2
Пищевая, легкая и др.
Поездная
ТГМ40, ТГМ23
Маневровая
ТГК2, ТГК
Лесная и торфяная
Поездная
ТУ4, ТУ5,ТЭМ2, ТЭМ18
Маневровая
ТУ6, ТУ2МК, ТЭМ2, ТЭМ18
   Приобретение более мощного и тяжелого тепловоза, приводит к излишним затратам, связанным с вложением основных средств, а также текущим содержанием.
Так проводя анализ эксплуатации тепловоза ТГМ4 на металлургическом заводе, отметили что при выполнении работы по перевозке жидкого металла от домны к разливочной машине цеха доля холостого хода дизеля составляет 37%. Локомотив никогда не работает на номинальных режимах. Объясняется это тем, что на обслуживаемом участке скорости движения составляют до 5 км/ч.
Так как работа тепловоза ТГМ4 эффективна при номинальной мощности, то его эксплуатация на металлургическом заводе нерациональна.

На рисунках приведены диаграммы равновесных скоростей тепловозов ТГМ40 и ТГМ4 (как ею пользоваться...). Как видно из диаграмм, более мощный локомотив для технических нужд не дает выигрыша в увеличении производительности. Для технологических нужд экономичнее использовать тепловоз меньшей мощностью, у которого и затраты на приобретение и эксплуатационные меньше.
Факторы, определяющие выбор тепловоза.

Максимальный продольный профиль ж.д. путей.
   В основном это наиболее важный фактор при котором определяется оптимальная технология, путевое развитие и вид маневрового тепловоза. К примеру при большом подъеме в грузовом направлении требуется либо подталкивание дополнительным локомотивом, либо снижать вес состава (везти по частям), либо выбирать мощный локомотив, либо, при новом строительстве, уменьшать подъем дополнительной подсыпкой земли.

Стоимость тепловоза.
   Снижение мощности маневрового локомотива с 800 до 400 л.с. позволит уменьшить расходы на его приобретение почти в 2 раза.
Расходы на горюче-смазочные материалы.
   Данные расходы составляют примерно 40% от всех эксплуатационных затрат на тепловоз, которые в значительной степени характеризуются работой дизеля на частичных режимах. Снижение мощности локомотива в два раза дает такой же эффект по снижению потребления топлива.
Нагрузка на ось.
   Содержание ж.д. путей требует до 40% от общих расходов. Поэтому снижение нагрузки на ось приведет к снижению износа рельса. Тяжелый локомотив расходует больше энергии на разгон.

   Для эффективного использования двигателя используется концепция сбора энергии при торможении, а также в процессе ожидания маневровых работ. Так эта концепция в виде конденсаторов накопления применена на ЛГМ1, ТЭМ9Н, ТЭМ35.
  
   Для уменьшения работы двигателя при холостом ходе используется концепция установки двух двигателей - ТЭМ33, ТЭМ14


ТЭМ 35
         

ТЭМ 33
         
Диаграмма равновесных сил ТГМ4
Диаграмма равновесных сил ТГМ40
i  выбор локомотива