2013-2017 год "Все РЖД"

Локомотивы Сахалина
         
Локомотивы России
Локомотивы России
по состоянию на 2017 год
  Vserzd.ru
                       Все Российские железные дороги
??????.???????
   До середины 60-х годов прошлого столетия железнодорожная сеть Южного Сахалина, имеющая колею шириной 1067 мм, обслуживалась паровозами японской постройки, которые было принято решение заменить современными тепловозами. Задача ставилась нестандартная: островная железная дорога отличалась не только шириной колеи, но и габаритами, допустимой нагрузкой на рельсы, высокой влажностью воздуха. Здесь локомотив должен работать на горных участках с многочисленными тоннелями, тяжелым профилем пути, малыми радиусами кривых, в условиях сильных снежных заносов.
Создать и серийно изготавливать новые тепловозы поручили Людиновскому заводу, накопившему богатый опыт решения конструкторских и производственных задач. Эскизный, а затем рабочий проекты специалисты завода подготовили в кратчайшие сроки. Новый тепловоз решили оснастить гидропередачей, позволяющей уменьшить его массу и стоимость, снизить склонность к буксованию.
   Кроме того, отказ от тяговых двигателей избавляет от проблемы попадания в них снега и влаги, снимает ограничение по ширине колеи. Чтобы получить достаточную силу тяги, локомотив сделали двухсекционным, каждая секция - четырехосная, т.е его осевая формула 2х(2-2). Это обеспечило благоприятные условия вписывания в кривые малого радиуса. Учитывая климатические условия, приняли закрытую (вагонную) конструкцию кузова. Тепловозу присвоили серию ТГ16.

   Первый локомотив завод передал на испытания в 1966 г. Он был оборудован тележками, приспособленными для работы на колее 1520 мм, с колесами диаметром 1050 мм, из-за чего ему первоначально присвоили обозначение серии ТГ20. В 1967 г начался выпуск тепловозов ТГ16 (с № 002) для Южно-Сахалинского отделения Дальневосточной дороги, где ширина колеи составляет 1067 мм. На локомотивы устанавливали тележки с колесами диаметром 950 мм, применили соответствующие автосцепки, рассчитав высоту их установки.
   Кузов секции тепловоза ТГ16 имеет сварную несущую раму. Боковые стенки выполнены с каркасом ферменно-раскосного типа. Для снижения массы обтекатель и крыша кабины, все двери кузова и ряд других деталей выполнены из стеклопластика. Первоначально тепловозы оснащались челюстными тележками с одноступенчатым сбалансированным рессорным подвешиванием и скользящими опорами кузова, т. е. с конструктивной схемой, как у тележек тепловозов ТГМЗ и ТГ102.
   Локомотивы последнего выпуска оборудованы тележками с поводковыми бесчелюстными буксами, двухступенчатым рессорным подвешиванием на цилиндрических пружинах и с роликовыми опорами кузова. Тепловозы № 076, 077 и 078 выпущены для работы на путях с шириной колеи 1520 мм на переправе Ванино - Холмск. Они имеют тележки по типу ТГМЗ.
   Секция ТГ16 оборудована двумя силовыми установками, каждая из которых включает в себя дизель Ленинградского завода "Звезда" и гидропередачу Калужского машиностроительного завода. Дизели М756А (или М756АС, а с 1971 г. - М756В) 12-цилиндровые V-образные с турбонаддувом, при частоте вращения коленчатого вала 1400 об/мин имеют мощность 603 кВт (820 л.с.). Масса дизеля — всего 1800 кг. Основные корпусные детали — картер и два моноблока выполнены из алюминиевых сплавов. Соответственно, поэтому дизель имеет небольшой ресурс.
   Унифицированная гидропередача (УГП) рассчитана на передачу мощности от 750 до 1200 л.с. (ее устанавливали на тепловозы Людиновского завода ТГМЗА, ТГМЗБ, ТГМ5, ТГ102К, а впоследствии — на ТГМ4 и ТГМ6 всех модификаций). УГП включает в себя два гидротрансформатора (1-й, 2-й ступеней) и гидромуфту, которая в зависимости от требования заказчика и условий работы локомотива может не устанавливаться. На тепловозах ТГ16 применяли унифицированные гидропередачи как с гидромуфтой, так и без нее. Осевые редукторы — двухступенчатые, первая ступень — цилиндрическая косозубая пара, вторая ступень — конические зубчатые колеса с круговым зубом. В системе охлаждения тепловоза используются крышевые холодильники и вентиляторы с гидростатическим приводом.
   По сравнению с ранее строившимися тепловозами ТГ102 компоновка оборудования на локомотиве серии ТГ16 коренным образом изменена. Силовые установки развернуты так, что ги-дропередачи расположены ближе к середине секции тепловоза, а дизели — ближе к кабине и переходному тамбуру. Это позво¬лило связать карданными валами выходные валы гидропередач не только с осевыми редукторами, но и между собой, получив тем самым групповой привод всех осей секции, что уменьша¬ет склонность локомотива к боксованию. Секции тепловоза ос¬нащены компрессором ПК-35, вспомогательным генератором КГ-12.5К и аккумуляторной батареей 32ТН-450.

   Испытания показали, что один тепловоз ТГ16 заменяет три паровоза. Его сила тяги в длительном режиме при скорости 20 км/ч - 2x15500 кгс, при трогании с места - 2x24420 кгс. Конструкционная скорость - 85 км/ч. Служебная масса составляет 2x74 т ± 3 %. Нагрузка от колесной пары на рельсы - 18,5 тс. Минимальный радиус проходимых кривых - 100 м. В 1967 - 1974 гг. Людиновский завод построил 94 тепловоза серии ТГ16. Кроме того, в 1974 - 1983 гг. для дорог Сахалина завод выпустил 49 маневровых тепловозов ТГМ7 с аналогичными силовыми установками и капотной компоновкой.
В 1992 г. для сети дорог Сахалина Людиновский завод построил опытные образцы магистральных тепловозов ТГ21 (двухсекционный) и ТГ22 (односекционный), а также маневровые тепловозы ТГМ11 и ТГМ11А (последний для работы на путях паромной переправы с шириной колеи 1520 мм). Эти локомотивы оснащены дизелями 6ЧН21/21 мощностью 772 кВт (1050 л.с.) и гидропередачами, соответственно, ГП-1050/211 и ГП-1050/201. Однако основными магистральными тепловозами на о. Сахалин и сегодня остаются испытанные временем ТГ16.
   На Людиновском тепловозостроительном заводе (ЛТЗ), входящем в состав ОАО "Синара Транспортные Машины" (СТМ, г. Екатеринбург) изготовлен магистральный двухсекционный грузовой локомотив ТГ16М мощностью по дизелям 2x1470 кВт (2x2000 л.с.) для Сахалинского региона Дальневосточной дороги. В марте 2011 г. специалисты "Центра инновационного развития СТМ" подготовили и согласовали с ОАО "РЖД" техническое задание на разработку нового локомотива. В последующие два года реализовывались эскизный и технический, а затем рабочий проекты, в рамках которого разработали и в июне 2013 г. передали на ЛТЗ полный комплект конструкторской документации для производства и сборки опытного образца тепловоза.
   Локомотив может эксплуатироваться как на узкой колее (1067 мм), так и на широкой материковой (1520 мм). Это предоставит возможность осуществлять перевозки тепловозами как в переходный период, так и после того, как островная магистраль будет переведена на материковую ширину колеи. Современный дизайн кабины, эргономика рабочего места, электроника облегчат труд локомотивной бригады.
  C внедрения тепловозов ТГ16М начнется переход Сахалинской дороги на общероссийские стандарты. Передача первых локомотивов запланирована на 2015 г. В последующие три года в рамках соглашения между ОАО "РЖД" и "Группой Синара" на остров будет поставлено 40 таких тепловозов.

i  локомотивы Сахалина
i  локомотивы Сахалина